Škoda Octavia Touring Sport (1960)
Рассказ про ŠKODA OCTAVIA TOURING SPORT (TS) продолжает серию релизов, посвященных 120-летию участия марки ŠKODA и предшествовавшей ей марки Laurin & Klement в гонках
ŠKODA участвует в легендарном Ралли Монте-Карло с середины 1930-х годов
В 1961 году финский экипаж Эско Кейнанен (Esko Keinänen) / Райнер Эклунд (Rainer Eklund), выступавший на чехословацком автомобиле ŠKODA OCTAVIA TS, одержал в Ралли Монте-Карло победу в классе до 1 300 см³, заняв шестое место в абсолютном зачете.
Млада-Болеслав, 11 мая 2021 г. – В наши дни ŠKODA OCTAVIA – мировой бестселлер чешской марки, самая продаваемая модель компании. Нынешняя OCTAVIA относится к четвертому современному поколению. А было еще самое первое, историческое поколение OCTAVIA, которое производилось с 1959 по 1971 год. Наиболее динамичной версией той модели была ŠKODA OCTAVIA TOURING SPORT (TS). На счету OCTAVIA TS – три победы подряд в своем классе в легендарном Ралли Монте-Карло.
Участие в гонках – важная часть истории чешской марки. Все началось в 1901 году, когда компания производила только мотоциклы. Автомобили появились в ее модельном ряду позже, в 1905 году, а уже в 1906-м году машины из Млада-Болеслава вышли на спортивные трассы.
Отдельные страницы спортивной истории марки посвящены участию в Ралли Монте-Карло. Первый успех пришел еще до Второй мировой войны. В середине 1930-х годов два чешских энтузиаста, которых звали Зденек Поль (Zdeněk Pohl) и Ярослав Хаусман (Jaroslav Hausman), взяли ŠKODA POPULAR, двухместную машину с открывающимся мягким верхом, и доработали ее для участия в сложнейшем спортивном мероприятии. В частности, на автомобиль был установлен дополнительный бензобак: с общим запасом топлива 170 л можно было рассчитывать на пробег 1 500 км без дозаправки.
Кроме того, POPULAR оснастили подогревателем ветрового стекла и более производительной системой отопления салона. Механический привод тормозов был заменен более совершенным гидравлическим, поскольку экипаж ждали сложные горные участки. Еще одно важное изменение заключалось в том, что стандартный мотор объемом 1 089 см³ был заменен на более мощный, от автомобиля ŠKODA RAPID (повод вспомнить, что популярная в России модель имеет довоенного предшественника). Новый двигатель объемом 1 396 см³ выдавал 34 л.с., обеспечивая максимальную скорость 110 км/ч.
В январе 1936 года Зденек Поль и Ярослав Хаусман отправились из Праги в Афины, к месту старта гонки, а уже оттуда – в Монако, через Салоники, Белград, Будапешт, Вену, Страсбург и Авиньон. Из 105 экипажей, начавших гонку, до места финиша добралось только 72. Преодолев за четыре дня 3 852 км без штрафных очков чешская команда получила второе место в классе до 1 500 см³. Успех марки в престижном ралли компания отметила выпуском автомобилей специальной серии POPULAR MONTE CARLO в кузовах родстер и купе.
Следующий крупный успех марки ŠKODA в Ралли Монте-Карло был связан с послевоенной моделью OCTAVIA TOURING SPORT (TS).
ŠKODA возвращается в мировое ралли
После Второй мировой войны участие ŠKODA в международных гонках затруднялось многими обстоятельствами – и финансовыми, и политическими. Впрочем, и в автоспорте все было непросто. Ралли Монте-Карло не проводилось в течение десяти лет. Последнее довоенное Ралли состоялось в 1939 году, первое послевоенное – в 1949-м году, и в нем принял участие частный чешский экипаж на автомобиле ŠKODA 1101 TUDOR. Он финишировал 83-м среди 166 участников. Заводская команда вернулась в княжество Монако в январе 1956 года, когда политическая обстановка в социалистическом блоке стала более спокойной. На маршрут длиной 4 000 км выдвинулось 10 автомобилей ŠKODA 440 (SPARTAK). На чехословацких машинах выступили три заводских экипажа из Млада-Болеслава, три норвежских, три финских и одна швейцарская команда. Три экипажа на автомобилях ŠKODA попали в топ-20 абсолютного зачета.
Упомянутая выше модель ŠKODA 440, также известная под полуофициальным именем SPARTAK, после довольного серьезного обновления – например, вместо поперечной рессоры в передней подвеске появились витые пружины, как на современных машинах – стала называться OCTAVIA, что значит в переводе с латыни «восьмая».
OCTAVIA была «дважды восьмой» по счету: с одной стороны, восьмая послевоенная модель, с другой – восьмая модель с независимой передней и задней подвесками, которые обеспечивала хребтовая (трубчатая) рама, представленная в первой половине 1930-х годов.
Первые в истории автомобили с названием OCTAVIA – это были двухдверные седаны – сошли с конвейера главного завода ŠKODA в городе Млада-Болеслав в январе 1959 года. Машины оснащались проверенным четырехцилиндровым мотором объемом 1 089 см³ мощностью 40 л.с. Крутящий момент через 4-ступенчатую коробку передач с управлением на рулевой колонке уходил на ведущие задние колеса.
А в марте 1960 года на знаменитом Женевском автосалоне ŠKODA представила спортивную версию модели – ŠKODA OCTAVIA TOURING SPORT (TS). Автомобиль имел двигатель того же объема, 1,1 л, но питал его не один карбюратор, как в простой OCTAVIA, а сразу два – использовались модели с падающим потоком Jikov 32 SOPb. Этого чехословацкого производителя карбюраторов в Советском Союзе знали с лучшей стороны владельцы мотоциклов Jawa.
Помимо «усиленной» системы питания спортивная OCTAVIA получила новый впускной трубопровод и поршни иной формы, благодаря которым степень сжатия увеличилась до 8,4 (стандартный показатель – 7,0-7,5). Мощность спортивного мотора версии TS выросла до 50 л.с., которые достигались при 5 500 об/мин (исходный мотор выдавал 40 л.с при 4 200 об/мин).
По представлению марки ŠKODA модель OCTAVIA TOURING SPORT была омологирована Международной автомобильной федерацией (FIA) в категории немодифицированных дорожных автомобилей, что открыло версии TS дорогу в мировое ралли.
Главным достижением OCTAVIA TOURING SPORT стали три победы подряд (хет-трик) в своем классе в Ралли Монте-Карло 1961, 1962 и 1963 годов. Правда, они достались еще более продвинутой версии OCTAVIA – модификации 1200 TS, которую, как следует из индекса, отличал двигатель увеличенного рабочего объема. Его добились, увеличив показатель диаметра цилиндра с 68 до 72 мм.
Супер-автомобиль
У седана ŠKODA OCTAVIA была открытая родственная версия – кабриолет с названием FELICIA. Это имя – в переводе с латыни «счастливая» – снова вспомнят в 1990-х годах, когда ŠKODA, став частью концерна Volkswagen, наладит выпуск хэтчбеков, универсалов и пикапов с таким названием.
И седан OCTAVIA первого исторического поколения, и кабриолет FELICIA, имели вариант исполнения SUPER. Его «превосходство» прежде всего заключалась в двигателе увеличенного до 1 221 см³ объема. На обычной ŠKODA OCTAVIA «супер-двигатель» выдавал 47 л.с. (при 4 500 об/мин), на спортивной OCTAVIA TS 1200 – 55 л.с. (при 5 100 об/мин). Увеличенная отдача спортивного мотора достигалась за счет повышенной до 8,4 степени сжатия (на 47-сильном моторе она составляла 7,5).
55 л.с. были «паспортными» показателями OCTAVIA TS 1200. Когда автомобиль попадал в руки любителей гонок, те доводили мощность мотора почти до 100 л.с.
С 1960 по 1964 годы с конвейера завода в Млада-Болеславе сошло около 2,2 тыс. автомобилей OCTAVIA TS с обоими видами мотора – 1,1 и 1,2 л. Многие машины оставили свой след на раллийных трассах, а некоторые экземпляры до сих пор выезжают на гонки олдтаймеров: не будет, наверное, преувеличением сказать, что в Чехии OCTAVIA TS имеет сегодня культовый статус.
Снаряженная масса OCTAVIA TS (обеих версий) составляла около 920 кг. Максимальная скорость – 128-130 км/ч. Управление коробкой передач было перенесено с рулевой колонки на трансмиссионный тоннель – место, где мы и сегодня найдем рычаг механической коробки на большинстве современных автомобилей. «Коробка на руле» имела свои преимущества, достаточно было снять руку с обода и вот он, рычаг трансмиссии, однако такой привод был более сложным и капризным, чем напольный вариант.
На обычных моделях OCTAVIA и FELICIA рычаг коробки со временем тоже переместился на пол. Все передачи в коробке, кроме первой, были синхронизированными, что облегчало быстрое переключение. Хорошую управляемость автомобилю обеспечивали независимые подвески спереди и сзади, которые были частью конструкции, основанной на хребтовой раме – такой же, как у модели POPULAR, столь удачно выступившей на Ралли Монте-Карло в 1936 году.